Опыт заповедника «Пасвик»
по экологическому образованию учащейся молодежи
и перспективы его расширения.

О.А.Макарова и Н.В.Поликарпова 

Государственный природный заповедник «Пасвик» - третий заповедник Мурманской области - был создан Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.1992 № 493 на площади 14727 га в Печенгском районе Мурманской области на пограничной реке Паз.

Законом об ООПТ № 33-ФЗ от 14 марта 1995 года оговорено, что заповедник – есть высшая форма охраны природы, одна из самых важных категорий особо охраняемых природных территорий (ООПТ). На него возлагаются несколько основных задач, из которых наиболее существенными являются сохранение и изучение природного комплекса. Кроме того, одними из главных направлений обозначены экологическое просвещение и содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды [17]. Кратко об истории вопроса. Инициатива создания заповедника «Пасвик» принадлежит норвежской стороне, которая предложила создать общий природный резерват на реке Паз по обе стороны от государственной границы. Это связано с тем, что биота этой пограничной территории была почти не изучена российскими учеными, в то время как в Норвегии долина реки Паз была довольно хорошо известна благодаря, главным образом, трудам норвежского орнитолога Х.Сконнинга [21] по фауне птиц, пробудившего интерес к изучению северо-восточной окраины своей страны. Добавим, что в Мурманской области с 30-х гг. уже существовали 2 заповедника - Кандалакшский и Лапландский - с большим научным авторитетом и создание 3-его заповедника не планировалось. Несмотря на это, активная работа специалистов Комитета по охране природы и Управления охотничьего хозяйства Мурманской области завершилась организацией третьего заповедника.

В периоды проектирования и начальной деятельности заповедника «Пасвик» основное внимание было уделено научной работе. Как известно, темой № 1 является Летопись природы. Сбор материалов для этого ежегодного отчета о состоянии природы заповедной территории производится как сотрудниками научного отдела, так и приглашенными специалистами.  

По мере накопления материалов об ООПТ растет ценность заповедника, не только в научном плане, но и как распространителя знаний. В заповедники направляются на практику студенты, для сбора научных материалов приезжают преподаватели, аспиранты и специалисты исследовательских институтов, в том числе из других стран. Естественно, что учителя и школьники проявляют большой интерес к деятельности ООПТ. В Мурманской области существующие заповедники выполняли просветительскую роль на протяжении всей своей деятельности [2].

Большое количество учащихся прошло практику в Кандалакшском заповеднике, что в значительной степени было связано с особенностями производственного процесса. Для проведения одновременного учета и кольцевания птиц и других работ на островах Белого и Баренцева морей требовалось большое количество участников. В Лапландском заповеднике количество студентов было невелико, а с учащимися школ работа проводилась, главным образом в летние месяцы и не регулярно. Добавим, что традиционно заповедники основное внимание уделяли научной работе. Просветительское направление было, можно сказать, попутным, часто выполнялось пассивно. В планы научных сотрудников вводился пункт об участии в научно-популярной работе, но он оставался «в тени». Нередко его выполнение, в виде публикации статей в СМИ, выступлений по радио и позднее по телевидению носило случайный характер и скорее зависело от инициативы самого специалиста.

Эта картина изменилась коренным образом в последнее десятилетие ХХ века, когда в обязанности ООПТ было включено проведение экологического просвещения. Во многих национальных парках и заповедниках были созданы специальные секторы и даже отделы по экологическому просвещению. Этот процесс расширялся, в него включались и некоторые формы работы, явно не связанные с непосредственной деятельностью заповедников, например, туризм [11]. Расширение просветительской роли ООПТ поощрялось руководством. На это выделялись гранты из разных фондов (Глобальный экологический фонд, Всемирный фонд дикой природы и др.). Просветительские мероприятия поддерживались и на местах выделением средств из Экологического фонда и других источников. Не случайно практически все ООПТ, в том числе и заповедники, начали активно искать возможности улучшить свое финансовое положение за счет эколого-просветительской деятельности. В некоторых случаях шел некоторый перекос, и требования по развертыванию эколого-просветительской работы не соответствовали возможностям и главному направлению деятельности ООПТ, особенно заповедников. Например, операция под названием «Марш парков», проводимая первоначально в рамках деятельности Международного союза охраны природы, приобрела общероссийский размах. О ее выполнении необходимо было сообщать, как о проведении военной операции, не только главному куратору, который посылал на места план проведения этого марша, поддерживающие материалы, но и непосредственно своему Управлению заповедного дела. Сейчас по разным причинам внимание к Маршу парков, как самостоятельному мероприятию - уменьшилось, хотя его еще пытаются сохранить.

По нашему мнению, резкое расширение просветительской деятельности ООПТ, особенно в заповедниках привело к неоправданному переносу акцента на популяризаторскую деятельность. Научная работа, которая всегда стояла в заповедниках на первом месте, несколько отодвинулась. Небольшое количество специалистов оказалось в сложном положении. Они должны были выполнить свою работу и участвовать в просветительской деятельности.

Еще хуже обстояло дело с отделами по экопросвещению. Настоящих специалистов в этой области очень мало. Если научные отделы пополняются подготовленными сотрудниками, имеющими специальное высшее образование, то в эколого-просветительских отделах работают люди разной подготовленности, не всегда знающими специфику работы ООПТ. Не случайно, при явной активности просвещенцев, пошел поток разномастной продукции, от полевых экологических лагерей до фестивалей песен. По нашему мнению заповедники могут и должны заниматься просвещением и образованием, но в тесной связи со своей научной спецификой. В связи с этим в заповеднике «Пасвик» создание отдела по эколого-просветительскому направлению затягивалось. Нам не хотелось распылять и без того небольшие силы. Специальный сектор был создан только в 1999, позже его преобразовали в отдел.

Первоначально популяризаторская работа проводилась в виде публикации статей о деятельности заповедника, главным образом в районной газете. Это было необходимо, так как местное население не имело представления о заповеднике и его деятельности. Многие, в том числе и администрация района, относились к созданию «Пасвика» весьма настороженно. Лекционная деятельность проводилась в небольших размерах, из-за ограниченных возможностей заповедника (нехватка кадров, проблемы с транспортом). То же можно сказать об экскурсиях.

Понимая важность просветительской работы и учитывая свои возможности, было решено сделать главный упор на работу с учителями. Только они могли по-настоящему помочь изменить ситуацию в районе. Заповедник по своей инициативе с 1996 г. начал проводить регулярные семинары с учителями биологии и географии Печенгского района. Как правило, такие семинары проводились 1 или 2 раза в год с выездом в поселок Раякоски, знакомством с природно-историческим маршрутом на острове Варлама и пос. Янискоски. Позже присоединились библиотекари района. Такое сотрудничество создало условия для творческой атмосферы, для более глубокого изучения природы, расширения знаний краеведческого характера для экологического образования школьников. Заповедник инициировал проведение международного семинара по обмену опытом работы в школах. По результатам работы семинара была опубликована брошюра «Экологическое образование в Печенгском районе Мурманской области» [12], где впервые приводились сведения по каждой школе. На основании опубликованных материалов можно судить об уровне понимания экологии, и ее значения в школьной программе.

Организацию экспедиционных лагерей школьников заповедник начал с большой осторожностью с 1998 г. Здесь оказалось много трудностей, в основном финансового характера, а также отсутствие инфраструктуры и подготовленных кадров. Для обеспечения работы школьных экспедиций мы старались привлечь подготовленных студентов. Большую помощь оказала группа студентов из Рязанского государственного педагогического университета под руководством проф. Е.И.Хлебосолова. Они приезжали для сбора научных материалов, но за время нахождения в заповеднике достигали хорошего уровня знаний и могли проводить занятия со школьниками. Это было важно и для студентов - будущих учителей - которые имели возможность получить дополнительную педагогическую практику.

Заповедник «Пасвик» уже дважды за время своей деятельности организовывал международные экспедиции школьников России и Норвегии. Это трудное, но вполне реализуемое мероприятие. Здесь есть своя специфика, о которой следует говорить особо [13]. Работа с детьми из разных стран подтолкнула к подготовке брошюры с методическими рекомендациями [14].

Отметим, что работа с норвежской стороной показала новые возможности сотрудничества. Научная работа заповедников Мурманской области, Полярно-альпийского ботанического сада (Россия) и Экологического центра «Сванховд» (Норвегия) по проекту «Сезонная жизнь растений Кольского севера» [15] была продлена в двух направлениях: она продолжилась на высоком научном уровне с норвежским информационным институтом и, кроме того, была адаптирована к школьному проекту «Фенология Северного Калотта». Учителя и школьники нескольких школ России и Норвегии стали собирать фенологический материал и посылать свои сведения на специальный сайт. По нашему мнению, это значительно расширяет знания о природе, а участие в международной деятельности через Интернет способствует получению навыков международного сотрудничества и овладению современными методиками работы.

В целом такая работа еще только начинается. Подготовка собственного сайта, СD-rom, видеороликов и другие формы компьютерной работы внедряются в эколого-просветительскую деятельность все настойчивей.

Повидимому, функции эколого-просветительского отдела можно разделить на 2 части: просвещение и образование, хотя эти понятия нередко используют, как синонимы. По нашему мнению, эколого-просветительская работа заповедника должна совмещаться с основной научной деятельностью заповедника. И в таком случае это скорее образование, т.е. более углубленный процесс. Для этой цели нами было подготовлено специальное пособие «Дневник исследователя природы» [18], где работа экологической экспедиции проводилась в рамках основной научной программы заповедника «Летопись природы». Позже мы подготовили унифицированный вариант этого пособия, пригодного не только в «Пасвике» [19,20]. По этим пособиям мы проводим работу со школьниками в течение 7-10 дней. В ней участвуют сотрудники заповедника, подготовленные студенты и аспиранты, преподаватели ВУЗов, а также руководитель школьной группы. Таким образом, мы замыкаем круг учебного процесса от школьника до преподавателя ВУЗа и ученого.

Отметим, что с каждым годом спрос на проведение студенческой практики в заповедниках растет. У нас побывали на практике студенты из Мурманского, Марийского, Московского педагогического и МГУ, Рязанского, Хабаровского, Волгоградского и Петрозаводского университетов. Студенты исключительное внимание уделяют научной продукции заповедника. Особой популярностью пользуются изданные Летописи природы заповедника «Пасвик» (10 выпусков). Кроме того, специализированные издания, научные статьи – все используется для курсовых, дипломных работ. В последние годы проводится сбор материалов для подготовки монографий и диссертаций. Таким образом, роль заповедников, и в частности заповедника «Пасвик», в образовательном процессе становится все более значимой. Мероприятия просветительского характера занимают значительное место в деятельности заповедника, формы их разнообразны: от участия в выставках до посадки деревьев. Безусловно, просвещение и образование - две стороны одного и того же явления, они неразделимы.

Деятельность «Пасвика» привлекла внимание зарубежных специалистов. В 2003 г. норвежская сторона предложила создать Экологическую школу Баренц-региона на базе заповедника. Это предложение подтверждает тот факт, что российская полевая экологическая школа находится на высоком уровне. Обсуждение вопроса затянулось по разным причинам. На самом деле вопрос весьма сложный и для реализации проекта потребуется много усилий, в том числе создание специального подразделения со своей инфраструктурой и дополнительным финансированием. Необходимо жилье, транспорт и многое другое, чтобы обеспечить полнокровный учебный процесс в течение всего года. Заповедники тем и славится, что ведут круглогодичные наблюдения в природе, и этому надо научить молодежь. Разумеется, одному коллективу заповедника такое дело не под силу. Но совместными усилиями разных организаций, можно обеспечить весь учебный цикл Полевой экологической школы, которая крайне необходима в наш урбанизированный век.

Мы считаем, что следует развивать те направления, которые обеспечены соответствующим специалистом. Например, сейчас у нас есть возможность проводить углубленные занятия по изучению почв, рельефа, ландшафтов. В других заповедниках работают специалисты другого профиля, и, следовательно, надо использовать эти возможности, направлять на практику студентов для работы со специалистом по его предмету. Университеты должны учитывать специфику и возможности заповедников, составлять соответствующие программы и заключать договора. Нужно внимательно отнестись к организационным вопросам, подбору кадров для обеспечения полноценной практики. Заповедники являются хорошей базой для учебных целей, а также для подготовки кадров и повышения квалификации преподавателей и специалистов. Это взаимовыгодное сотрудничество следует поддерживать и развивать. Необходимо совместно готовить учебники, брошюры, методические разработки. Шире использовать компьютерные возможности, создавать видеофильмы, развивать это направление. Повидимому, заповедники скорее соответствуют роли не просто Эколого-просветительского центра для всех слоев населения, что реально, но, главным образом, они являются или должны являться научно-методическими центрами. В связи с этим, мы вынуждены отметить, что роль заповедников в образовательном процессе недооценивается. По нашему мнению, заповедники должны получать дополнительное финансирование из Министерства высшего и среднего образования, если они занимаются не просто «широким просветительством», но проводят углубленную учебную и научную работу со студентами, аспирантами и школьниками, выпускают соответствующую учебную и методическую литературу [3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 1, 9, 16]. .Мы видим большие перспективы заповедников в деле просвещения и образования. Но требуется серьезная поддержка своего собственного министерства и других министерств (образования, культуры, здравоохранения).  

Литература

1. Дудакова Е.Ф. и Макарова О.А. Историко-природный маршрут в центре Мурманска. - Мурманск, 1993. - С.32

2. Макарова О.А. Проблемы изучения и охраны природы Кольского полуострова в популяризаторской деятельности Лапландского заповедника.// В кн.: Проблемы изучения и охраны природы Прибеломорья. - Мурманск 1987-165-170 с.

3. Макарова. О.А. Экология животных. //. В кн.: Экология и охрана природы Кольского Севера. - Апатиты,1993.- С.54-68.

4. Макарова О.А. Животный мир Мурманской области.// В кн. География Мурманской области. - Мурманск, 1993. - 65-75 с.

5. Макарова О.А."Экология животных" и "Заповедник "Пасвик" // В кн.: "Экология и охрана природы Кольского Севера. - Апатиты, 1994.- С.83-97, с.245-246.

6. Макарова О.А.Опыт работы экологического лагеря на базе заповедника «Пасвик».// В сб.: Ребенок и Север/ Тез. Докл. на Межд. науч.-практ.конф.- Мурманск, 1994.- 146-147 с.

7. Макарова. О.А. Буклет-план проведения экскурсии "Живая география Кольского Севера". Мурманск, 1995.- С.10

8. Макарова. О.А. Экологическая тропа (методические рекомендации по устройству экологических троп). Мурманск, 1995 (переиздание).- С. 13

9. Макарова О.А., Андреев Г.Н, Похилько А.А., Филиппова Л.Н., Шкляревич Ф.Н.// Растительный и животный мир Мурманской области.- Мурманск,1997. - С.152.

10.Макарова О.А., Кондратович И.И. Заповедные охраняемые территории Кольского Севера// В кн.:Экология и охрана природы Кольского Севера. – Апатиты, 1993. –С.178-192.

11. Макарова О.А. Проблемы экологического туризма в заповедниках России. В сб. Проблемы охраны и изучения природной среды Русского Севера. Архангельск, 1999. - 159-161 с.

12. Макарова О.А. Значение заповедника «Пасвик» для повышения уровня экологического образования в Печенгском районе Мурманской области.// В сб. Экологическое образование в Печенгском районе Мурманской области.-Мурманск, 1999. - 32-34 с.

13. Макарова О.А. Опыт организации международного экологического лагеря на базе государственного природного заповедника «Пасвик». В сб.:Экологическое воспитание детей школьного возраста (тезисы докладов). - Архангельск, 2000.- 24-26 с.

14. Макарова О.А., Хлебосолова О.А., Шохина О.А., Хлебосолов Е.И. Методы экологического образования в заповедниках. Рязань, 2000, - С.53

15. Макарова О.А., Похилько А.А., Кушель Ю.А. Сезонная жизнь природы Кольского Севера. -Мурманск. 2001.- С.68

16. Макарова О.А., Поликарпова Н.В. Опыт анализа фенологических и метеоданных заповедника «Пасвик». В сб.: Многолетняя динамика популяций животных и растений на ООПТ. -Череповец, 2005. -62-65 с.

17. Степаницкий В.Б. Постатейный комментарий к Федеральному закону Российской Федерации «Об особо охраняемых природных территориях» (2-е изд).- М., 2001.- С. 247

18. Хлебосолова О.А., Макарова О.А., Хлебосолов Е.И., Кушель Ю.А. Дневник исследователя природы. - Рязань, 2002.- С. 120

19. Хлебосолова О.А., Макарова О.А., Хлебосолов Е.И., Кушель Ю.А. Дневник юного исследователя природы. -М., 2004. - С. 80

20. Хлебосолова О.А., Макарова О.А. Дневник юного исследователя природы. (методическое пособие).- Рязань, 2004.- С. 48

21. Schaanning H.Tho.L. Ostfinmarkens fuglefauna. Bergens Mus. ?rbоg. 1907.- N 8, Р.98.  

Опубликовано в Научно-практическом журнале «Наука и бизнес на Мурмане», т.4,
Мурманск, 2006, с.41-45 (серия Экология и человек) Экология и образование

>>На страницу "Работа заповедника>>На главную страницу>>

@ ГПЗ "Пасвик"
  
дизайн: А.Разумовская
  фото: С.Верещагин
  рисунки: В.Хохлов


sape: Самая свежая информация cloma pharma у нас на сайте.
linkfeed:
mainlinks: