Значение заповедных территорий
для развития эколого-образовательной среды региона

О.А.Макарова

В нашей стране узаконено несколько категорий особо охраняемых природных территорий (ООПТ), среди которых заповедник, национальный парк, заказник и памятник природы наиболее известны. Наиболее важными для развития эколого-образовательной среды региона следует считать заповедники. Это связано с тем, что эти ООПТ обязаны вести научную работу по теме № 1 «Летопись природы». В рамках Летописи круглый год сотрудники заповедника и приглашенные специалисты - в основном ученые из академических учреждений или научно-исследовательских институтов, преподаватели вузов, а также студенты и аспиранты- собирали материал о состоянии биоты. Материалы, собранные в течение ряда лет на одной и той же территории, по одним и тем же методикам, нередко одним и тем же человеком – представляют огромный научный и практический интерес. Они дают возможность проследить динамику состояния популяций отдельных видов, состояния экосистем под влиянием различных факторов среды и многое другое. Одновременно, эти сведения, как в первичном виде, так и в виде монографий, аналитических статей - являются прекрасным учебным пособием не только для регионального, но и для федерального и международного уровней.

Значение Летописей возрастает по мере накопления сведений. Чем старше заповедник, тем ценнее научные материалы, собранные за это время. Это значит, что долговременные ряды наблюдений позволяют более точно рассчитать средние величины тех или иных явлений в природе. Это касается таких важных аспектов, как прилеты и отлеты птиц, наступления и окончания вегетационного периода у разных видов растений, и т.д. Накопление таких сведений и их анализ это по существу мониторинг окружающей среды, который при правильно организованной работе дает возможность прогнозирования развития природы.

Отметим, что значение заповедников как островков дикой природы в мире антропогенного пресса сейчас стало пониматься. Однако о важности Летописей природы знают далеко не все. В этом в какой-то мере «виноваты» сами заповедники, которые не только не «рекламируют» эту сторону своей деятельности, но, наоборот, нередко, хранят молчание и не допускают к этим сокровищам «посторонних лиц».

Такое поведение объясняется целым рядом причин, из которых главным является существовавшее ранее распоряжение о хранении Летописей, как документов с грифом «Для служебного пользования». Ограничения были связаны также и с тем, что материалы для Летописей поступали от сотрудников заповедника и, как правило, нуждались еще в доработке, накоплении дополнительных сведений для анализа. Эти первичные материалы были никак не защищены, и авторы по существу были беззащитны, если кому-то эта информация попадала в руки и без ссылок на первоисточник публиковалась. Даже среди «заповедных» людей далеко не всегда было известно, чем занимается тот или иной заповедник. Т.е. заповедники, как хранители огромной биологической информации, существовали как «государства в государстве» и отчитывались только перед своим Управлением в Москве, каждый в отдельности. Это положение практически всех устраивало, т.к. политика типа «разделяй и властвуй» была удобна и руководству и подчиненным.

Нельзя сказать, что никакой информации вообще не было. В зависимости от активности научных отделов и, в основном, их руководителей, в свое время выпускались Труды заповедников, где обобщались не только результаты материалов Летописей –темы № 1, но также публиковались данные по отдельным темам, которые выполнял тот или иной заповедник. На различных совещаниях шел заинтересованный разговор о научных достижениях, публиковалось множество тезисов. В журналах разной направленности появлялись научные статьи, были и популярные издания о заповедниках нашей страны. Но все же в целом представление о научной работе заповедников, о содержании Летописей природы было фрагментарным.

Как обстоит дело в Мурманской области? В нашем регионе находятся 3 государственных заповедника. 2 из них- Кандалакшский и Лапландский- преодолели 70-летний рубеж своего существования, а третий заповедник «Пасвик» в будущем году отпразднует 15 лет с момента организации. Общая площадь этих ООПТ не превышает 2,5 % от территории Мурманской области, из них наиболее крупный – Лапландский. Его площадь составляет 278.4 тыс.га. Отметим, что все заповедники нашей области находятся в ведении Министерства природных ресурсов и имеют федеральный статус. Они работают в одном правовом поле, и научная деятельность построена по сходному образцу. Поэтому, несмотря на различие в возрасте, в составе фауны и флоры, специфику природных условий у нас достаточно много общего и для сотрудничества нет препятствий.

В связи с перестройкой в структуре природоохранных органов в нашей стране, в конце прошлого века деятельность заповедников несколько изменилась. Стало больше уделяться внимания эколого-просветительской работе. Практически во всех заповедниках появились специальные отделы. В некоторых ООПТ наметился явный «перекос» и просветительская работа стала приоритетной. В немалой степени это было связано с большей поддержкой именно этого направления и даже с возможностью получить дополнительное финансирование. Нельзя сказать, что развитие эколого-просветительской деятельности сильно повредило заповеднику и превратило его в национальный парк, как считают некоторые. Думается, что функционирование эколого-просветительского отдела помогло заповеднику понять важность научных исследований, продолжать их и, по возможности, расширять. При этом научные результаты, материалы Летописей стали более активно использоваться в учебном процессе.

В заповеднике «Пасвик» в 1996 г. были предприняты шаги по публикации Летописей природы и первая Летопись вышла в свет в 1997 г. [2]. В настоящий момент опубликовано 10 выпусков и планируется продолжить эту работу [3]. Публикация Летописей намного упростило процедуру предоставления их для пользования. Дополнительно, мы смогли перевести на английский яз. и опубликовать первый выпуск Летописи [10]. Несмотря на то, что тираж каждого выпуска очень невелик, всего 100 экз., все равно это заметно упростило процесс, и теперь желающие познакомиться с нашими материалами могут сделать это совершенно спокойно. В библиотеках - районных, областных и специальных (заповедных, ЗИНе и др.)- есть выпуски наших Летописей. Мы планируем подготовить СД и выставить все на наш сайт. Сейчас мы выставили на сайт списки флоры и фауны и некоторые другие материалы. Считаем, что это и есть тот самый путь, где одновременно собранные материалы станут доступны многим пользователям, и, кроме того, авторы- сотрудники заповедника и приглашенные специалисты, которые работали над Летописями, получат полноценную защиту своих прав.

Кроме того, заповедник «Пасвик» осуществляет связь с несколькими университетами. Студенты приезжают к нам на полевую практику под руководством своих преподавателей. При современном состоянии общества, когда проживание в городской среде - наложило серьезный отпечаток на выработку особого «городского» менталитета – молодежи необходимо получить на практике представление о природе своего края. Поэтому очень важно развитие сотрудничества заповедников не только со столичными, но, главное, с региональными учебными заведениями[4,5].

С Мурманским госпедуниверситетом у нас заключен договор, и студенты естественно-географического факультета стали регулярно приезжать на практику. Конечно, в заповеднике нет современных условий для проживания приезжих, в целом ограничены возможности, но мы должны продолжать эту работу. Подготовка кадров это одна из задач заповедника, прописанных в законе об ООПТ.

Но Мурманский педагогический университет пошел дальше. В учебную программу был включен спецкурс «Основы заповедного дела», который ведет приглашенный специалист из заповедника. Это очень важный аспект сотрудничества. Здесь мы видим возникшее взаимопонимание общих задач, направленных на повышение профессиональной подготовки студентов биологов-географов и в целом повышения уровня экологической культуры. Для региона такое взаимодействие очень ценно. По существу создается устойчивая образовательная сеть, в которой задействованы не только учебные учреждения, призванные решать подобные задачи, но и другие организации, для которых учебный процесс является второстепенным делом. Думается, что нельзя останавливаться на достигнутом, а продолжать развивать такие творческие союзы.

Для углубления образовательного процесса в регионе думается, что надо идти дальше. По нашему мнению, в связке университет-заповедник исчерпаны далеко не все возможности. Здесь кроются огромные перспективы. Ведь, каждый заповедник представляет собой информационный центр. История создания этой категории ООПТ, работа ученых и специалистов, результаты научной деятельности, социальные и правовые аспекты работы ООПТ, и другое - могут служить базой для развертывания учебных программ разной направленности для активного участия в ней вузовских студентов. Совместная работа над учебниками, методическими рекомендациями, хрестоматийными сборниками специалистов ООПТ с использованием опыта работы вузовских преподавателей и конкретных материалов, собранных на определенной территории, приведет к положительным результатам. Думается, что первым шагом может быть совместная работа по созданию ГИС для каждого заповедника с помощью студентов, создание общего сайта, разработка и внедрение системы экологического мониторинга в приграничном районе Мурманской области и т.д.

Однако одного понимания для углубления образовательного процесса явно недостаточно. Нужны конкретные организационные шаги и финансовая поддержка. Например, несколько лет назад мы предлагали создать Экологический центр в Мурманской области, затем музей в пограничном районе, потом Пограничный университет. За это время в Норвегии в пограничном районе Сёр-Варангер был создан и прекрасно функционирует Экологический центр «Сванховд», в Киркенесе создан музей Гренселанд (пограничной области), создан университет Баренц-региона.

В 2002 г. норвежской стороной было предложено организовать Экологическую школу Баренц-региона на базе заповедника «Пасвик». Пока эта идея продвигается очень медленно, главным образом из-за отсутствия финансирования на российской стороне.

Это предложение возникло не на пустом месте. Заповедник действительно занимается экологическим образованием молодежи, в том числе дважды проводились международные экологические лагеря. Сотрудниками заповедника подготовлены и опубликованы методические рекомендации, учебные пособия, буклеты [6,7] .

Кроме того, участие заповедника в проектах Красная книга Восточной Фенноскандии и Красная книга Мурманской области [1,9] дает основу для организации системы международного мониторинга редких видов в Баренц-регионе.

Учитывая, что заповедник «Пасвик» инициировал проект по созданию 3-х стороннего национального парка, в котором в настоящее время участвуют Финляндия, Норвегия и Россия, в самый раз Мурманскому университету в полной мере подключиться к этой работе, а именно к созданию учебного центра в поселке Раякоски. Здесь расположена малокомплектная школа, которая в летний период очень ограниченно используется для проведения полевой практики студентов. Это помещение может быть использовано в более интенсивном режиме, но при определенных условиях.

Создание международного экологического учебного центра в Печенгском районе весьма актуально. Думается, что нельзя все сосредоточивать в основных административных городах. Организация центров разного рода на периферии от базового университета только укрепит его позиции и раздвинит возможности для сотрудничества с местными организациями. Надо использовать местные возможности как можно интенсивнее.

В этом проекте могли бы участвовать Печенгская централизованная библиотечная система, которая активно сотрудничает с заповедником «Пасвик» и с норвежской библиотекой в Киркенесе. Есть и другие организации, участие которых в этом проекте было бы весьма полезно. В частности директор краеведческого музея В.А.Мацак подготовила энциклопедию по Печенгскому району, которую необходимо использовать для работы со студентами на конкретной территории [8]. Учитывая, что в Печенгском районе по существу нет своих высших учебных заведений (кроме училища и филиалов нескольких вузов другой направленности), создание такого центра могло бы помочь в профподготовке и целевому отбору студентов для университета. Вообще это подняло бы уровень образования в районе.

Разумеется, что такое предложение требует серьезной разработки. Необходимо провести серии консультаций и встреч, получить поддержку от администраций разного уровня, собрать необходимые документы, найти кадры, продумать инфраструктуру и др...

Кто должен взять на себя миссию по подготовке документов и проведению организационных мероприятий. Безусловно, инициаторы. Это – заповедник «Пасвик» и естественно-географический факультет Мурманского университета. Думается, что финансовую поддержку этому начинанию можно получить от Министерства высшего образования, от Министерства природных ресурсов и, конечно, от Национального проекта по образованию.

Мы можем и должны рассчитывать на серьезную поддержку от предприятий, загрязняющих среду. Экологическая ситуация в Печенгском районе хорошо известна всему миру. Поэтому надо менять негативный имидж. Наряду с реконструкцией производства необходимо поддерживать природоохранные организации, серьезно сотрудничающие с учебными заведениями. Думается, что Министерство образования также может поддержать совместную работу университета и заповедника, направленную на повышение профессиональной подготовки студентов.

Нужно понять, что Россия – великая держава, которая обладает огромным потенциалом. В частности, вполне достойно представляют нашу страну заповедная система и система образования (школы и университеты). Надо использовать имеющиеся возможности и поддержать идею о создании Международного экологического центра в Печенгском районе Мурманской области.

Литература

1. Красная книга Мурманской области, Мурманск, 2003. С:400.Научные редакторы: Н.А.Константинова, А.С.Корякин, О.А.Макарова.

2. Летопись природы заповедника «Пасвик», кн. 1 (1992-1993; 1993-1994), Мурманск, 1997, составитель О.А.Макарова 108 с.

3. Летопись природы заповедника «Пасвик», кн. 10. 2003 год / сост. О.А. Макарова. – Рязань, - 2005. – 182 с.

4. Макарова О.А., Хохлов А.М. Значение заповедника «Пасвик» как научного и эколого-просветительского центра на Северо-Западе России». В сб. « Материалы научной конференции, посвященной 70-летию Окского заповедника». Рязань, 2005. стр.387-392

5. Макарова О.А. Заповедник -как научно-методическая база ВУЗов. Материалы международной практической конференции «Устойчивое развитие и экологический менеджмент», вып.1, СПб, 2005, стр. 442-446

6. Макарова О.А.Основы заповедного дела в профессиональной подготовке студентов-биологов. С.29-32. В: научно-практическом журнале «Наука и бизнес на Мурмане». Серия Экология и человек. «Экология и образование», Мурманск, 2006.

7. Макарова О.А., Поликарпова Н.В. Опыт заповедника «Пасвик» по экологическому образованию учащейся молодежи и перспективы его расширения. С.41-45. там же

8. Печенга (опыт краеведческой энциклопедии), составитель В.А.Мацак, Мурманск, 2005, 1006 с.

9. Red Data Dook of East Fennoscandia.- Helsinki, 1998. - р.200-203

10.Annals of nature Pasvik Nature Reserve. Volume 1: 1992-1993;1993-1994 / [О. Makarova; text-translator E. Khlebosolov]. 2000.- 108 p.

Опубликовано в:

Макарова О.А. Значение заповедных территорий для развития эколого-образовательной среды региона. Сборник научных статей «Эколого-образовательная среда региона: проблемы и перспективы».- Мурманск, 2006.- С:56-60.

>>На страницу "Работа заповедника>>На главную страницу>>

@ ГПЗ "Пасвик"
  
дизайн: А.Разумовская
  фото: С.Верещагин
  рисунки: В.Хохлов


sape: У застройщиков стал популярен ковролин отечественного производства.
linkfeed:
mainlinks: