Основы заповедного дела в профессиональной подготовке студентов-биологов

О.А.Макарова

С 2002-2003 учебного года в Мурманском государственном педагогическом университете на естественно-экологическом факультете введено преподавание спецкурса «Основы заповедного дела». Дисциплина читается для студентов старших курсов, что вполне обоснованно. Это - практически уже готовые специалисты, получившие достаточно большой объем знаний о природе, проблемам ее сохранения и изучения. Они должны знать о такой важной форме охраны природы, как территориальная, и ее региональные аспекты.

Мурманская область выделяется из многих регионов нашей страны тем, что на ее территории расположено 3 заповедника, в том числе 1 биосферный. Общая площадь Кандалакшского, Лапландского заповедников и заповедника «Пасвик» составляет 2,5 %. В целом же сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ) достигает 7% и кроме заповедников в нее входят несколько заказников и памятников природы [3,11].

Длительное время о заповедной системе России было мало известно. Если в других областях знаний имена выдающихся деятелей науки, организаторов институтов были, как говорится, “на слуху”, то вопросы заповедания, организаторы и борцы за становление заповедного дела в нашей стране практически не известны широкой публике. Учитывая все возрастающее значение сохранения природы, ее биологического разнообразия, большого интереса к работе заповедников России такой курс был введен в учебную программу своевременно.

Заповедная система России, созданная в течение ХХ века, особое внимание стала привлекать в последнее десятилетие прошлого и начале этого века. За рубежом особый интерес стали проявлять к накопленным в наших заповедниках данных о состоянии среды в период относительно «чистой» природы, которая постепенно стала испытывать все возрастающий антропогенный пресс. Глобальное изменение климата подстегнуло ученых и специалистов вплотную использовать материалы заповедников для прогнозных целей [10,16].

Перестройка в эколого-просветительской деятельности ООПТ изменила отношения школ. Учительский корпус, в основном учителя биологии и географии - все шире стали использовать заповедники для организации экскурсий, экологических экспедиций. Преподаватели ВУЗов (естественных факультетов) - традиционно использовали заповедники, как полевую базу для проведения студенческой практики. Но в конце прошлого века эта традиция несколько пострадала из-за полного отсутствия средств. Постепенно связи стали возрождаться, возобновилась, хотя и не в полном объеме, студенческая практика. Это чрезвычайно важно, так как заповедники, расположенные в разных растительно-географических зонах и накопившие значительные материалы о состоянии природы, представляют собой уникальные экологические центры, прямое предназначение которых быть учебной базой [9,12,13].

В связи с новыми требованиями программа спецкурса «Основы заповедного дела» была составлена таким образом, чтобы дать представление будущим специалистам по вопросам охраны природы, конкретно о территориальной форме сохранения окружающей среды. Такие знания нужны многим специалистам, в том числе учителям и преподавателям университетов, руководителям производств, политикам, экологам, чиновникам в природоохранных органах и любому культурному человеку.

Конкретные задачи небольшого курса, рассчитанного на 10 лекционных и 10 семинарских занятий (всего 40 часов) - дать основные понятия по терминологии, общем значении особо охраняемых природных территорий, их размещении на территории страны и региона, значении для научных и просветительских целей, а также в целом для сохранения биоразнообразия, экологического баланса и здоровья среды и населения. Студенты естественных факультетов должны знать применяемые на практике термины, категории ООПТ, какие из них находятся в регионе и основные результаты их деятельности. Важно научить будущих специалистов конкретным задачам по сохранению природы с помощью разных форм, в том числе созданием ООПТ, заинтересовать возможностью личного участия в проектах по сохранению и изучению природы своего края и страны. По окончании спецкурса принимается зачет.

Программа спецкурса разбита на несколько неравных блоков. Перечислим их:

  1. Охрана природы в России с конца Х1Х по настоящее время. История вопроса. ООПТ - особо охраняемые природные территории.
  2. Правовые вопросы. Закон об ООПТ. Территориальные формы охраны природы.
  3. Заповедник - высшая форма охраны природы. Проектирование. Основные цели создания заповедников. Обзор деятельности по основным задачам.
  4. Охрана ООПТ. Значение охраны, форма, функции государственного инспектора охраны, законодательство.
  5. Научная деятельность заповедников. Летопись природы - тема № 1. Методики. Труды заповедников, издательская деятельность. Значение работы заповедников для создания Красных книг - история, значение. Красная книга Мурманской области. Основные категории редких видов растений и животных.
  6. Экологическое просвещение - новый вид деятельности заповедников. Формы работы (экологические экспедиции школьников, экскурсии, студенческая практика, и др.).
  7. Национальные парки. Определение. Размещение в России и в регионе. Деятельность, отличия от заповедников. Значение.
  8. Памятники природы. Определение. Значение. Региональный компонент
  9. Другие категории ООПТ (ботанические сады, дендрологические парки и др). Определение. Положение в регионе.
  10. Загрязнение окружающей среды. Значение ООПТ в сохранении экологического баланса.

Учитывая, что автор спецкурса долгие годы работает в системе заповедников, большее количество часов посвящено именно этой категории ООПТ. По нашему мнению, значение заповедников России явно недооценивается и потому есть необходимость уделить этой теме особое внимание. Это тем более важно, что, как уже говорилось, Мурманская область находится в числе немногих регионов, где расположено 3 заповедника. В целом изучению особенностей региональной сети ООПТ посвящается несколько занятий. Думается, что изучение охраны природы в своем регионе помогает лучше усваивать предмет. Кроме того, для подготовки к занятиям мы рекомендуем использовать публикации не только общего характера [14,15], но и собственные разработки, основанные на конкретных материалах, освещающих региональный компонент. Например, сравнение сведений из справочников по ООПТ Мурманской области, опубликованных в разные годы, покажет не только изменения в сети ООПТ, но и по существу уровень понимания соответствующими органами значения сохранения природы территориальным способом [1,2,6,7,8,11].

Для усвоения материала нами используются разные формы вовлечения студента в учебный процесс. Практические занятия закрепляют полученные на лекциях знания. Устные опросы, контрольные, заполнение тестовых форм и самостоятельная работа лучше способствуют пониманию предмета. Самостоятельная работа состоит в подготовке реферата по заповеднику или национальному парку. Кроме того, студенту надо заполнить тест, где указать какие именно факторы, угрожают тому ООПТ, который он выбрал для реферата. И в качестве дополнения студент должен предложить создание какого-либо ООПТ в области, городе или районе. Это задание привлекает внимание студентов. Обычно они дают «поручения» по приведению в порядок конкретного двора, озера, или участка зеленой зоны населенного пункта, что можно сделать, не создавая какую-либо ООПТ. Но среди рекомендаций нередки ценные предложения, которые можно использовать в дальнейшем для проектирования сети ООПТ региона. Думается, что такая форма занятий способствует развитию чувства ответственности за «свой» город или поселок и в целом своей области и страны.

Известно, что заповедники, накопившие большой объем сведений по редким видам, постоянно участвуют в подготовке Красных книг. После выхода Красной книги Восточной Фенноскандии в 1998 г. [4] и особенно издание Красной книги Мурманской области в 2003 г. [5] преподаватели и студенты получили возможность использовать сведения из этих публикаций в учебном процессе. В спецкурсе «Основы заповедного дела» уделяется особое внимание изучению редких видов северных экосистем. На материалах этих изданий подготовлены курсовые и дипломная работы.

По нашему мнению, программа курса «Основы заповедного дела» в короткий срок позволяет будущему специалисту познакомиться с территориальными формами охраны природы, узнать о региональных ООПТ, получить представление об их деятельности и возможностях участия в работе по охране природы родного края, как самостоятельно, так и совместно с учениками.

Учитывая актуальность сохранения биоразнообразия, проблемы природопользования, негативного воздействия на природу антропогенного фактора спецкурс является весьма полезным для будущих специалистов. Программа курса не является строго постоянной. Она несколько видоизменяется в зависимости от вопросов студентов, замечаний других преподавателей и специалистов, появления новых материалов. Вероятно, в будущем будет больше уделено внимания загрязнению среды, правовым вопросам, структуре природоохранных органов и международному аспекту.

В заключение можно сказать, что такой спецкурс может быть подан и по-другому, но это - авторская разработка, которая, как нам кажется, имеет право на существование.

Литература

1. Адольф Т.А., Давыдова М.И., Емельянцев В.П., Кошевой В.А., Макарова О.А., Сидоренко М.Н. Заповедными тропами.- М.,1980. -С:192

2. Там же.-С:190

3. Кондратович И.И., Макарова О.А. Памятники природы Мурманской области. -Апатиты, 2002. -С.71

4. Красная книга Восточной Фенноскандии.- Хельсинки 1998. -С: 391

5. Красная книга Мурманской области. - Мурманск. 2003 .- С:395

6. Крючков В.В., Кондратович И.И. Памятники природы Кольского Севера. - Мурманск, 1988.- 98 с.

7. Крючков В.В., Кондратович И.И., Андреев Г.Н. Красная книга экосистем Кольского Севера.- Мурманск, 1988. -102 с.

8. Макарова О.А., Кондратович И.И. Особо охраняемые природные территории Мурманской области. -Апатиты. 1992. -С: 68

9.  Макарова О.А., Хлебосолова О.А., Шохина О.А., Хлебосолов Е.И. Методы экологического образования в заповедниках. -Рязань, 2000.- С.53

10. Макарова О.А. Методика ведения Летописи природы в заповедниках России.// Материалы международного семинара «Использование данных Летописи природы для мониторинга биоразнообразия в Баренц-евроарктическом регионе».- Петрозаводск, 2002. – С.54-70.

11. Макарова О.А., Кондратович И.И., Петров В.Н. Особо охраняемые природные территории Мурманской области.- Мурманск, 2003. - С.71.

12. Макарова О.А., Хохлов А.М. Значение заповедника «Пасвик» как научного и эколого-просветительского центра на Северо-Западе России. //В сб. « Материалы научной конференции, посвященной 70-летию Окского заповедника». - Рязань, 2005. -С.387-392

13. Макарова О.А. Заповедник как научно-методическая база вузов.// Материалы международной практической конференции «Устойчивое развитие и экологический менеджмент». - СПб, 2005. – Вып.1.-С. 442-446

14. Реймерс Н.Ф., Штильмарк Ф.Р. Особо охраняемые природные территории.- М.1978.- 295 с.

15. Филонов К.П., Нухимовская Ю.Д. Летопись природы в заповедниках СССР. Методическое пособие. - М. 1985. - С. 144

16. Shutova E., Makarova O., Haraldsson E., Berlina N., Filimonova T., Asholm P.E., Karlsen S.R.,Hogda K.A.,Wielgolaski F.E. Autumn yellowing of the Nordic mountain birch in relation to climate at Kola peninsula (Russia) and along the Pasvik river west Kola. In: Climate change in High latitudes. Bergen. -Norway, 2004. -Р.166-167.

Опубликовано в научно-практическом журнале «Наука и бизнес на Мурмане», т.4,
Мурманск. 2006, с.29-32 (серия Экология и жизнь) Экология и образование.

>>На страницу "Работа заповедника>>На главную страницу>>

@ ГПЗ "Пасвик"
  
дизайн: А.Разумовская
  фото: С.Верещагин
  рисунки: В.Хохлов


sape:
linkfeed:
mainlinks: Сделай веселый праздник гостям закажи Цыган на день