Экологические экспедиции на базе заповедника «Пасвик» в 2005 г.

    В 2005 году на базе заповедника «Пасвик» проведены 2 экологические экспедиции с группами из города Мончегорска и поселка Никель.

Программа экспедиционной работы состоит из двух блоков:

1. Научный блок («Дневник юного исследователя природы»).
Цели и задачи:

  • Знакомство с программой комплексного изучения природы в заповедниках и национальных парках нашей страны.
  • Обучение школьников простейшим методам полевых исследований, анализа научных данных и их использование для охраны природы.

Содержательную сторону работы учащихся составляет «Летопись природы» — программа изучения природы в заповедниках и национальных парках России. Основные разделы «Летописи» определяют последовательность изучения и содержание каждой из десяти тем:

  1. Район исследований.
  2. Рельеф, горные породы.
  3. Почвы.
  4. Погода.
  5. Флора и растительность.
  6. Грибы и лишайники.
  7. Насекомые.
  8. Птицы.
  9. Млекопитающие.
  10. Природа и человек.

В первой теме дети знакомятся с местностью, избранной ими в качестве исследовательского полигона («района исследований»). Последующие восемь занятий посвящены изучению основных компонентов природного комплекса и связей между ними. Завершает программу тема обобщающего характера, в которой поднимаются проблемы изменения природы человеком на локальном, региональном и глобальном уровнях. В целом структура и содержание программы построены в соответствии с принципом постепенного усложнения исследовательской деятельности школьников: от общего знакомства с районом к его покомпонентному изучению и далее к формированию целостного и динамичного представления о нем. Занятия проводят сотрудники научного отдела, а также приезжие специалисты. В этом году это были аспирант Рязанского педагогического университета, студент Мурманского педагогического университета.

Занятия научного блока, проводимые в полевых условиях вызывают большой интерес у детей и, мы надеемся, способствуют развитию интереса к предметам географии, биологии. Мы предлагаем и в течение года учителям биологии, географии обращаться к сотрудникам заповедника для участия в проведении занятий, уроков, для получения дополнительной информации по нашему региону, для осуществления совместных научно-исследовательских проектов.

2. Творческий блок.
Цели и задачи:

Интенсификация полученных на теоретических занятиях знаний.

Создание эмоционально-ценностного отношения учащихся к природе родного края.

Программа творческого блока составлена в соответствии с темами научного курса, служит логическим продолжением теоретического материала, направлена на чувственно-интуитивные компоненты восприятия учащихся. Она помогает закрепить и эмоционально окрасить полученные знания о природных компонентах, повысить интерес к изучаемым объектам, развить творческую составляющую учебного процесса.

Так например, изучая тему «Насекомые», на творческом занятии мы выполняли задание «Причудливые линии природы» в технике кляксы, а изучая тему «Рельеф и горные породы», творческим продолжением служило занятие в технике монотипии «Мир камня».

Общие замечания по итогам:

  • Программа экспедиции рассчитана на школьников среднего и старшего звена.
  • Комплексный научно-просветительский подход, лежащий в основе экспедиционной программы, требует производить более тщательный и осмысленный отбор участников групп, желательно, привлекать детей, заинтересованных проблемами биологии и экологии, будущих студентов-биологов, -географов и -экологов.
  • Просветительский компонент программы значительно расширяет диапазон возможных участников экспедиции, в связи с этим мы будем рады видеть всех желающих, открытых к постижению тайн природы.

Фоторепортаж о работе экспедиций можно посмотреть на странице нашего сайта: >>переход>>

Мы с удовольствием уже сейчас готовы рассмотреть любые предложения сотрудничества. Надеемся на продолжение опыта проведения экологических экспедиций, ждем вас летом 2006 года.    

>>На страницу "Работа заповедника>>На главную страницу>>

@ ГПЗ "Пасвик"
  
дизайн: А.Разумовская
  фото: С.Верещагин
  рисунки: В.Хохлов


sape:
linkfeed:
mainlinks: