Летние экологические экспедиции в заповеднике «Пасвик»
(статья в газету "Печенга")

    Три основных направления работы любого заповедника – это охрана и изучение природы и просвещение населения в ключе природоохранных знаний. Во всех этих направлениях сотрудники заповедника «Пасвик» стараются преуспеть. Пограничный режим на заповедной территории (заповедник находится за линией ИТС) значительно облегчает задачу отдела охраны, научный отдел расправляет крылья и устремляется на изучение непознанного, а просвещение находит свое отражение в деятельности сотрудников всех отделов заповедника, ведь воспитание культурного и живущего в гармонии с окружающей средой гражданина – очень важная задача для любого человека, любящего природу, а значит и Родину.

Эколого-просветительская деятельность заповедника «Пасвик» призвана, в первую очередь, формировать у широких слоев населения Печенгского района понимания современной роли охраняемой природной территории в сохранении биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы, а также уяснение ее места в социально-экономическом развитии региона. Это должно обеспечить действенную общественную поддержку государственного природного заповедника, как объекта национального достояния.

Заповедником «Пасвик» используются самые различные формы эколого-просветительской работы:

  • Работа со средствами массовой информации.
  • Рекламно-издательская деятельность.
  • Создание кино- и видеопродукции.
  • Взаимодействие с учительским корпусом и органами образования.
  • Музейное дело и развитие визит-центров для посетителей.
  • Экологические праздники и акции.
  • Экологические экскурсии и школьные экологические экспедиции

Экологические экскурсии и школьные экологические экспедиции, на мой взгляд, являются наиболее эффективной формой эколого-просветительской работы. Данная деятельность позволяет вести просветительскую работу в максимально интенсивном режиме, участники экспедиции в течение нескольких дней оказываются в природной среде и знакомятся с работой заповедника. Основная цель – привлечение детей и молодежи к природоохранной деятельности, расширение природоохранного кругозора, развитие практических умений и навыков самостоятельной работы и правил поведения в природе.

В июне-июле этого года с успехом прошли две детские экологические экспедиции на базе заповедника «Пасвик», в течение которых проводились занятия по программе «Дневник исследователя природы». Эта программа была разработана с целью ознакомления участников экспедиций с методами изучения природных компонентов научным отделом заповедника. Впервые она была успешно апробирована при работе с группой из Детского экологического центра г. Мончегорска в 2002 году и с тех пор регулярно используется в экспедиционной работе. В этом году появилось новое творческое дополнение к научно-исследовательской части «Дневника», основной задачей которого является интенсификация полученных знаний о природе через искусство. Все ребята-участники экспедиции с похвальным рвением окунулись в работу и, несмотря на сложность предлагаемой информации и усталость после учебного года, показали очень хорошие результаты в освоении новых знаний, а творческая часть программы вылилась в итоговую выставку работ. Будем надеяться, что этот опыт не пройдет для них бесследно, а послужит первой каплей в сосуде бережного и трепетного отношения к природе, нашему общему дому. В качестве иллюстрации позитивного отношения к идеям охраны природы хотелось бы привести стихотворение Андрея Чехлатого, участника экспедиционной группы от Дома детского творчества №1 п. Никель.

Есть заповедник на Кольском крае,
Где у зверей, словно в рае.
Находятся они на острове Варламе,
Живут все в теплоте и дружбе, как в храме.

Заповедник «Пасвик», самый лучший ты!
Растут здесь ягоды, грибы, цветы.
И белочки живут в деревьях.
Живут себе спокойно, словно в кельях.

С.Ю. Муллари

>>На страницу "Работа заповедника>>На главную страницу>>

@ ГПЗ "Пасвик"
  
дизайн: А.Разумовская
  фото: С.Верещагин
  рисунки: В.Хохлов


sape:
linkfeed:
mainlinks: